Ирина Апексимова: «На сцене надо быть суперзвездой или не быть вообще!»

 

Какими только эпитетами не награждают Ирину Апексимову: и стильная, и сильная, и бизнес-леди, и женщина-вамп. За ней пристально следит журналистская братия, отмечая каждое ее появление на светских тусовках: с кем, в чем и на чем. Ее развод с Валерием Николаевым долгое время был темой "номер один" московской желтой прессы. Но только она сама знает, каким трудом и целеустремленностью, помноженными на комплекс провинциалки "доказать и стать", дается ей каждый шаг к известности.

В Школе-студии МХАТ Ирина была любимой ученицей Олега Табакова на его звездном курсе (где учились Евгений Миронов, Владимир Машков, Валерий Николаев), но по иронии судьбы не попала в желанную "Табакерку", а осталась в традиционном МХАТе. А через десять лет, когда туда пришел ее учитель, почти со скандалом ушла в никуда. Но все это время Ирина самозабвенно продолжала учиться и искать себя: отбивала степ в ресторанах и клубах, закончила Флоридский университет по классу танца, снималась в Голливуде у Филиппа Нойса, работала с культовым европейским режиссером Жан-Люком Годаром.

Апексимову по праву можно назвать "пионеркой" отечественного "сериального движения". Помните, "Мелочи жизни"? И хотя к сериалам она всегда относилась с иронией, но от них не отказывалась, так как большое кино разнообразием предложений ее не балует. "Лимита", "Поезд в Калифорнию", "Му-му", "Мужские откровения" -- вот, пожалуй, то немногое, что было ей предложено. А идеи актрису просто распирают, недаром она сама считает себя одновременно аферисткой, фаталисткой, авантюристкой и карьеристкой.



"ПАСПОРТ У МЕНЯ ДО СИХ ПОР УКРАИНСКИЙ"

-- Ира, что осталось в памяти от периода, который в вашей жизни называется "одесским"?

-- Несмотря на то, что я там жила только с восьмого класса, потом еще год работала в театре оперетты, но у меня родители одесситы, все родственники именно там, и каждое лето меня отвозили к бабушкам в Одессу.
Так что, по большому счету, непонятно, откуда я, хотя пишется "родилась в Волгограде". Паспорт у меня, кстати, до сих пор украинский -- все нет времени поменять на российский.

-- Вы мечтали стать артисткой оперетты, потому что одесский театр оперетты всегда был одним из лучших?

-- В театре оперетты я как бы родилась, потому что там работала мама. Помню, как-то, еще маленькой, зашла за кулисы драматического театра и была в шоке от того, какая там тишина. Нет, только оперетта, где хор, балет, где все носятся, кричат. Я мечтала играть Сильву, "Летучую мышь" -- знала их наизусть и до сих пор помню -- правда, зачем, не знаю. Но главное тогда было то, что мои родители -- люди, очень любящие друг друга и меня. Только сейчас понимаю, что это значит -- когда в детстве нет дефицита любви. Нужно быть "долюбленным", переизбалованным ребенком. Вот я была именно таким обожаемым ребенком, и за это я очень благодарна своим родителям, потому что у меня теперь нет желания кого-то разорвать.

--
Вы так же относитесь к своей дочке Даше?

-- Стараюсь, но я немножко другая, чем моя мама. Она очень мягкая. Я более жесткая, потому что у меня по-другому сложилась жизнь. Потом, меня всегда воспитывали родители, а у Даши, несмотря на то, что рядом бабушка, есть няня. Я, к сожалению, мама, которая пытается заткнуть дырки своего отсутствия подарками или развлечениям. Иногда приезжаю домой и начинаю кричать на нее, потому что все, кроме меня, естественно, воспитывают ее неправильно...

--
Но ведь ваша дочь не видит маму праздной?

-- Нет, не видит. И я пытаюсь ей объяснить, что я не сижу в салонах и не занимаюсь маникюром, косметикой, не хожу по магазинам, а работаю для того, чтобы у нее была нормальная жизнь.

--
Чего бы вы не сделали ради карьеры?

-- Трудно сказать. Но вот, например, мне сейчас предлагали за хорошие деньги сняться в рекламе стирального порошка. Мне очень хочется этих денег, но я не буду этого делать, поскольку считаю, что это недостойно. Понимаете, с одной стороны, популярность -- вещь очень приятная, это всегда цель работы артиста. С другой стороны, приходится уже соответствовать. Если раньше, когда меня никто не знал, я могла сняться в какой-нибудь рекламе, танцевать в клубах и т.д., то сейчас я уже не могу себе этого позволить, потому что знаю реакцию: "Ну как ей не стыдно, как она могла?"

"НЕ ЗНАЮ НИ ОДНОЙ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРАЯ СЧАСТЛИВА ХОТЯ БЫ НА 50%"

-- Честно говоря, понятие "сильная женщина" раздражает...

--
Меня тоже, и даже расстраивает, потому что этот мой образ сложился по сериалам. Вот Амина -- и хоть ты тресни. А спорить? С одной стороны -- может, и нужно, а с другой -- зачем? Ведь так я могу потерять большое количество как раз слабых женщин, которые верят, что должна быть такая сильная, у которой все хорошо. А пусть верят, на самом деле. Может быть, это им поможет. Показывать слабую, несчастную? И так нашим женщинам сейчас несладко. Я, по крайней мере, не могу назвать ни одной в моем окружении, которая счастлива хотя бы на пятьдесят процентов.

--
Ира, в "Ширли-мырли" вас с Николаевым в маленьком эпизоде не узнать, там у вас совершенно сумасшедший танец...

-- Я всегда говорила, что это моя лучшая роль в кино. А попали мы с Валерой туда через Юлию Меньшову, с которой работали во МХАТе. Ее отец, Владимир Меньшов, в то время пересмотрел много дуэтов артистов именно на этот эпизод и что-то ему не шло. И тут Юлия ему предлагает: "Папа, Ира с Валерой у нас -- и драматические артисты, и танцоры -- может, это и нужно?" Он нас позвал, сняли -- и на этом все закончилось.

-- Что касается "своего" режиссера кино, то вы, судя по всему, его еще ищете... Или он ищет вас?

-- Мы ищем друг друга.

-- А вот с Виктюком вы делаете уже вторую постановку. Уже началась Кармен, недавно вышел "Наш Декамерон-XXI". В чем он именно "ваш" режиссер?

--
Миф "Виктюк" очень притягивает. Я знала, что никогда не смогу попасть в поле его зрения. Это нереально хотя бы потому, что уж слишком разными дорогами мы ходили. И вот, когда возникла идея вновь поставить пьесу Радзинского "Наш Декамерон", которую Виктюк уже ставил с Татьяной Догилевой в Ермоловском театре, то кто бы это мог лучше сделать, как не он? Очень долго Роман Григорьевич не выходил на контакт, все говорил: "Да-да, позвони мне". Я звонила и никто, естественно, не поднимал трубку. И в один прекрасный день я сказала: "Поехали!" Мы поехали к нему в театр, и там его, практически, выловив и прижав к стенке, спросили: "Да или нет?" "Да. Ну, давайте, русские", -- сказал Виктюк. Обожаю его, он очень редкий режиссер. Мне настолько комфортно и удобно в поставленном им, не возникает и сотой доли процента сомнений, что он может что-то неверно делать!

"МНОГИЕ АНТРЕПРИЗЫ -- НИЖЕ УРОВНЯ ТАБУРЕТКИ"

-- Накануне 100-летия Любови Орловой промелькнула информация, что вы собираетесь ставить мюзикл, связанный с ней?

-- Очень долго мы с Романом Григорьевичем маялись на тему "Анны Карениной". Даже стали репетировать, уже были готовы эскизы костюмов, макеты декораций. Но нас подвел "Каренин", и мы приостановили работу. Потом Виктюк сказал: "Мы делаем Кармен". Ура, Кармен -- так Кармен! Потом он улетел туда, прилетел сюда, полетел еще куда-то -- и на этом все остановилось. А я как-то на несколько дней поехала в славный город-герой Лондон и там посмотрела мюзикл "Нотр-Дам". И такая меня взяла страшная зависть по поводу того, что люди могут вот так выйти на сцену, и как открыть рот, как вдуть хорошую музыку хорошими голосами, что весь зал делает: "А-а-а!" И в антракте, стоя с бокалом шампанского, я сказала своему приятелю: "Надо что-то такое сделать, чтобы зритель визжал в хорошем смысле этого слова". Тут же родилась идея взять музыку Исаака Дунаевского, лучшего мелодиста всех времен и народов. И где-то в течение семи минут были придуманы "Веселые ребята". Сейчас у нас повально все ставят мюзиклы, но преимущественно это лицензированные американские истории. У нас же совершенно другие мозги. Вот поэтому мы и решили делать этот мюзикл. Есть нехилый композитор Максим Дунаевский, он единственный может поспорить со своим папой, замечательные авторы -- Игорь Иртеньев и Вадим Жук. Будет и Игорь Бутман со своим джазовым коллективом.

--
А Ирина Апексимова будет Анютой?

-- Да. Хотя вначале у меня была идея-фикс сыграть ту, что, помните, бьет яйца. Вот это моя роль. Но когда я пригласила режиссера Виктора Крайнего, он сказал: "Даже речи не может быть, потому что искать прототип Орловой глупо и ты как бы не должна с ней соревноваться". Периодически у меня опять возникает: "А может, все-таки Анюту сыграет молоденькая с высоким голосом?", но в ответ слышу: "Отпадает!"

--
Вопрос о МХАТе у вас уже, наверное, завяз в зубах... Но, в принципе, вы для себя не исключаете возможность возвращения туда?

--
Нет, конечно, не исключаю. Тем более, мы с Олегом Павловичем Табаковым недавно разговаривали на эту тему. Понимаете, МХАТ -- это мой дом и любимый театр, уж слишком много там прожито, пережито и переиграно. Но это такая больная точка! Я хотела бы там что-нибудь играть, но не могу вернуться в том качестве, в котором оттуда ушла. И мы с Олегом Павловичем как раз и договорились, что если у него будет роль, которую он считает моей -- я приду и буду играть. Но сейчас я могу и хочу работать где бы то ни было только по договору -- две-три роли.

-- Такая свобода, наверное, оттого, что за вашей спиной собственная театральная компания?

-- В принципе-то, моя театральная компания появилась, когда я ушла из театра. Потому что я не могу не играть, не могу ждать подарков от судьбы, когда меня куда-нибудь пригласят. Почему-то никто не рождает ничего интересного и достойного. Многие антрепризы, извините, ниже уровня табуретки, хотя там часто знаменитые и очень хорошие артисты. Но почему не получается качественный продукт -- не могу понять. Я работала в трех антрепризах и отовсюду ушла, потому что мне стыдно выходить на сцену не то что в плохом, а в спектакле, который я не считаю лучшим. Поэтому и родилась компания с названием "БалАст", поэтому и появился "Наш Декамерон", поэтому будут и "Кармен", и "Анна Каренина", и "Веселые ребята". И я знаю, что это будет качественно и перед зрителями мне не будет стыдно.

-- Cнимаясь в Киеве в сериале "День рождения Буржуя", вы, наверное, столько налетали!..

-- Ой, налетали. Я потом пожалела, что мы с первого полета не взяли у авиакомпании какие-то бонусы, потом бы могли бесплатно летать по всему миру.

--
Как вы, все-таки, относитесь к этой работе?

-- На тот момент, когда вышел "Буржуй", он в хорошую сторону очень отличался от всего того, что выходило на телевидении. Во-первых, потому, что снимался на кинопленку, и это видно. Во-вторых, по количеству денег, которые на него потрачены -- и это тоже видно. Меня пригласили на эту роль, и я решила: почему нет? Я не знаю, кто писал эти тексты, но каждый съемочный день начинался с вопроса: "Так, ребята, что мы из этой сцены будем делать?" Все садились и придумывали, как это сыграть, чтобы был понятен смысл. Как оцениваю? Я ничего великого там не сделала. Я работала, как мне кажется, честно, профессионально, где-то лучше, где-то хуже -- насколько хватало таланта.

"ЖЕНЩИНА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА НАСТОЛЬКО, НАСКОЛЬКО ОНА О СЕБЕ ТАК ДУМАЕТ"

-- Дочка занимается танцами с дальним прицелом стать балериной -- или это для общего развития?

-- Вы знаете, я бы очень не хотела, чтобы это был ее хлеб, потому что слишком хорошо знаю, что значит быть невостребованной в этой профессии. Но так получилось, что у нас с Гедиминасом Тарандой было общее интервью, и когда она его увидела, то просто влюбилась и заставила меня отвести ее в балетную школу Гедиминаса. Даша, к сожалению, уже очень сильно отравлена театром, так как вышла несколько раз на сцену в его спектаклях и все -- начались трагедии, когда закрывается занавес: "Я хочу снова на сцену!" Я ей пытаюсь объяснить, мол, девочка моя, на сцене можно быть или суперзвездой или не быть вообще. Стоять в кордебалете -- нельзя, быть актрисой на маленьких выходах без фамилии -- нельзя. Это "прощай, все на свете": переломанные головы, судьбы, сердца!..

-- От чего бы вы хотели ее защитить?

-- Я не хочу, чтобы ее сейчас ранили ненужные жизненные обстоятельства. Вот в каком-то журнале выходит статья: "Валерий Николаев нашел себе другую женщину". Зачем? Ребята, мы всему миру сказали: "Мы разошлись". И не лезьте в это, так как существуют дети, уже немолодые родители -- не надо их трогать, не берите на себя этот грех. Вот от этого я бы хотела ее, по возможности, уберечь.

--
Что бы вы хотели пожелать читательницам нашей газеты?

-- Я недавно пересмотрела фильм "Самая обаятельная и привлекательная", где героиня себе внушала эту мысль. Только так должна говорить себе каждая женщина! И не надо делать пластических операций -- не обрезайте себя, не вырезайте ничего, потому что женщина хороша такая, какой ее создал Господь Бог. Не может быть красивой женщина, которая не страдала и не переживала. Вот еду иногда в машине и когда меня узнают, пытаюсь себе говорить: "Да, это я -- Амина из "Буржуя", -- и этим как бы себя подстегиваю. Я уверена, что женщина привлекательна настолько, насколько она о себе так думает.

 

Галина ЦЫМБАЛ

 Елена ЛАЗУТИНА

12.02.2003

"Сегодня"

http://today.viaduk.net

 

Hosted by uCoz