Ирина Апексимова: «На сцене надо быть
суперзвездой или не быть вообще!»
Какими только эпитетами не награждают Ирину Апексимову:
и стильная, и сильная, и бизнес-леди, и женщина-вамп. За ней пристально следит
журналистская братия, отмечая каждое ее появление на светских тусовках: с кем, в чем и на чем. Ее развод с Валерием
Николаевым долгое время был темой "номер один" московской
желтой прессы. Но только она сама знает, каким трудом и
целеустремленностью, помноженными на комплекс провинциалки "доказать и стать",
дается ей каждый шаг к известности.
В Школе-студии МХАТ Ирина была любимой ученицей Олега Табакова
на его звездном курсе (где учились Евгений Миронов, Владимир Машков, Валерий
Николаев), но по иронии судьбы не попала в желанную "Табакерку", а
осталась в традиционном МХАТе. А через десять лет, когда туда пришел ее
учитель, почти со скандалом ушла в никуда. Но все это
время Ирина самозабвенно продолжала учиться и искать себя: отбивала степ в
ресторанах и клубах, закончила Флоридский университет
по классу танца, снималась в Голливуде у Филиппа Нойса,
работала с культовым европейским режиссером Жан-Люком
Годаром.
Апексимову по праву можно назвать
"пионеркой" отечественного "сериального движения". Помните,
"Мелочи жизни"? И хотя к сериалам она всегда относилась с иронией, но от них не отказывалась, так как большое кино
разнообразием предложений ее не балует. "Лимита", "Поезд в
Калифорнию", "Му-му", "Мужские
откровения" -- вот, пожалуй, то немногое, что
было ей предложено. А идеи актрису просто распирают, недаром она сама считает
себя одновременно аферисткой, фаталисткой, авантюристкой и карьеристкой.
"ПАСПОРТ У МЕНЯ ДО СИХ ПОР УКРАИНСКИЙ"
-- Ира, что осталось в памяти от периода, который в вашей жизни называется
"одесским"?
-- Несмотря на то, что я там жила только с восьмого класса, потом еще год
работала в театре оперетты, но у меня родители одесситы, все родственники
именно там, и каждое лето меня отвозили к бабушкам в Одессу. Так что, по
большому счету, непонятно, откуда я, хотя пишется "родилась в Волгограде".
Паспорт у меня, кстати, до сих пор украинский -- все
нет времени поменять на российский.
-- Вы мечтали стать артисткой оперетты, потому что одесский театр оперетты
всегда был одним из лучших?
-- В театре оперетты я как бы родилась, потому что там работала мама. Помню,
как-то, еще маленькой, зашла за кулисы драматического театра и была в шоке от
того, какая там тишина. Нет, только оперетта, где хор, балет, где все носятся,
кричат. Я мечтала играть Сильву, "Летучую мышь" -- знала их наизусть и до сих пор помню -- правда,
зачем, не знаю. Но главное тогда было то, что мои родители --
люди, очень любящие друг друга и меня. Только сейчас понимаю, что это
значит -- когда в детстве нет дефицита любви. Нужно
быть "долюбленным", переизбалованным
ребенком. Вот я была именно таким обожаемым ребенком, и за это я очень
благодарна своим родителям, потому что у меня теперь нет желания кого-то
разорвать.
-- Вы так же относитесь к своей дочке Даше?
-- Стараюсь, но я немножко другая, чем моя мама. Она очень мягкая. Я более
жесткая, потому что у меня по-другому сложилась жизнь. Потом, меня всегда
воспитывали родители, а у Даши, несмотря на то, что рядом бабушка, есть няня.
Я, к сожалению, мама, которая пытается заткнуть дырки своего отсутствия
подарками или развлечениям. Иногда приезжаю домой и начинаю кричать на нее,
потому что все, кроме меня, естественно, воспитывают ее неправильно...
-- Но ведь ваша дочь не видит маму праздной?
-- Нет, не видит. И я пытаюсь ей объяснить, что я не сижу в салонах и не
занимаюсь маникюром, косметикой, не хожу по магазинам, а работаю для того,
чтобы у нее была нормальная жизнь.
-- Чего бы вы не сделали ради карьеры?
-- Трудно сказать. Но вот, например, мне сейчас предлагали за хорошие деньги
сняться в рекламе стирального порошка. Мне очень хочется этих денег, но я не
буду этого делать, поскольку считаю, что это недостойно. Понимаете, с одной
стороны, популярность -- вещь очень приятная, это
всегда цель работы артиста. С другой стороны, приходится уже соответствовать.
Если раньше, когда меня никто не знал, я могла сняться в какой-нибудь рекламе,
танцевать в клубах и т.д., то сейчас я уже не могу себе этого позволить, потому
что знаю реакцию: "Ну как ей не стыдно, как она
могла?"
"НЕ ЗНАЮ НИ ОДНОЙ ЖЕНЩИНЫ, КОТОРАЯ СЧАСТЛИВА ХОТЯ БЫ НА 50%"
-- Честно говоря, понятие "сильная женщина" раздражает...
-- Меня тоже, и даже расстраивает, потому что этот мой образ сложился по
сериалам. Вот Амина -- и хоть ты тресни. А спорить? С
одной стороны -- может, и нужно, а с другой -- зачем?
Ведь так я могу потерять большое количество как раз слабых женщин, которые
верят, что должна быть такая сильная, у которой все хорошо. А пусть верят, на
самом деле. Может быть, это им поможет. Показывать слабую, несчастную? И так
нашим женщинам сейчас несладко. Я, по крайней мере, не могу назвать ни одной в
моем окружении, которая счастлива хотя бы на пятьдесят процентов.
-- Ира, в "Ширли-мырли" вас с
Николаевым в маленьком эпизоде не узнать, там у вас совершенно сумасшедший
танец...
-- Я всегда говорила, что это моя лучшая роль в кино. А попали мы с Валерой
туда через Юлию Меньшову, с которой работали во МХАТе. Ее отец, Владимир
Меньшов, в то время пересмотрел много дуэтов артистов именно
на этот эпизод и что-то ему не шло. И тут Юлия ему предлагает:
"Папа, Ира с Валерой у нас -- и драматические
артисты, и танцоры -- может, это и нужно?" Он нас позвал, сняли -- и на этом все закончилось.
-- Что касается "своего" режиссера кино, то вы, судя по всему, его
еще ищете... Или он ищет вас?
-- Мы ищем друг друга.
-- А вот с Виктюком вы делаете уже вторую постановку. Уже началась Кармен, недавно вышел "Наш Декамерон-XXI". В чем он именно "ваш"
режиссер?
-- Миф "Виктюк" очень притягивает. Я знала, что никогда не
смогу попасть в поле его зрения. Это нереально хотя бы
потому, что уж слишком разными дорогами мы ходили. И вот, когда возникла идея
вновь поставить пьесу Радзинского "Наш Декамерон",
которую Виктюк уже ставил с Татьяной Догилевой в Ермоловском театре, то кто бы это мог лучше сделать, как не
он? Очень долго Роман Григорьевич не выходил на контакт, все говорил:
"Да-да, позвони мне". Я звонила и никто, естественно, не поднимал
трубку. И в один прекрасный день я сказала: "Поехали!" Мы поехали к
нему в театр, и там его, практически, выловив и прижав к стенке, спросили:
"Да или нет?" "Да. Ну, давайте, русские",
-- сказал Виктюк. Обожаю его, он очень редкий режиссер. Мне настолько комфортно и удобно в поставленном им, не возникает и
сотой доли процента сомнений, что он может что-то неверно делать!
"МНОГИЕ АНТРЕПРИЗЫ -- НИЖЕ УРОВНЯ
ТАБУРЕТКИ"
-- Накануне 100-летия Любови Орловой промелькнула информация, что вы
собираетесь ставить мюзикл, связанный с ней?
-- Очень долго мы с Романом Григорьевичем маялись на тему "Анны
Карениной". Даже стали репетировать, уже были готовы эскизы костюмов,
макеты декораций. Но нас подвел "Каренин", и мы приостановили работу.
Потом Виктюк сказал: "Мы делаем Кармен".
Ура, Кармен -- так Кармен! Потом он улетел туда, прилетел сюда, полетел еще
куда-то -- и на этом все остановилось. А я как-то на несколько дней поехала в славный
город-герой Лондон и там посмотрела мюзикл "Нотр-Дам".
И такая меня взяла страшная зависть по поводу того, что люди могут вот так
выйти на сцену, и как открыть рот, как вдуть хорошую музыку хорошими голосами,
что весь зал делает: "А-а-а!" И в антракте, стоя с бокалом
шампанского, я сказала своему приятелю: "Надо что-то такое сделать, чтобы
зритель визжал в хорошем смысле этого слова". Тут же родилась идея взять
музыку Исаака Дунаевского, лучшего мелодиста всех времен и народов. И где-то в
течение семи минут были придуманы "Веселые ребята". Сейчас у нас
повально все ставят мюзиклы, но преимущественно это лицензированные
американские истории. У нас же совершенно другие мозги. Вот поэтому мы и решили
делать этот мюзикл. Есть нехилый композитор Максим Дунаевский, он единственный
может поспорить со своим папой, замечательные авторы -- Игорь
Иртеньев и Вадим Жук. Будет и Игорь Бутман со своим
джазовым коллективом.
-- А Ирина Апексимова будет Анютой?
-- Да. Хотя вначале у меня была идея-фикс сыграть ту, что, помните, бьет яйца.
Вот это моя роль. Но когда я пригласила режиссера Виктора Крайнего, он сказал:
"Даже речи не может быть, потому что искать прототип Орловой глупо и ты как бы не должна с ней соревноваться".
Периодически у меня опять возникает: "А может, все-таки Анюту сыграет молоденькая с высоким голосом?", но в ответ слышу:
"Отпадает!"
-- Вопрос о МХАТе у вас уже, наверное, завяз в зубах... Но, в принципе,
вы для себя не исключаете возможность возвращения туда?
-- Нет, конечно, не исключаю. Тем более, мы с Олегом Павловичем Табаковым недавно разговаривали на эту тему. Понимаете,
МХАТ -- это мой дом и любимый театр, уж слишком много
там прожито, пережито и переиграно. Но это такая больная точка! Я хотела бы там
что-нибудь играть, но не могу вернуться в том качестве, в котором оттуда ушла.
И мы с Олегом Павловичем как раз и договорились, что если у него будет роль,
которую он считает моей -- я приду и буду играть. Но
сейчас я могу и хочу работать где бы то ни было только
по договору -- две-три роли.
-- Такая свобода, наверное, оттого, что за вашей спиной собственная театральная
компания?
-- В принципе-то, моя театральная компания появилась, когда я ушла из театра.
Потому что я не могу не играть, не могу ждать подарков от судьбы, когда меня
куда-нибудь пригласят. Почему-то никто не рождает ничего интересного и
достойного. Многие антрепризы, извините, ниже уровня табуретки, хотя там часто
знаменитые и очень хорошие артисты. Но почему не получается качественный
продукт -- не могу понять. Я
работала в трех антрепризах и отовсюду ушла, потому что мне стыдно выходить на
сцену не то что в плохом, а в спектакле, который я не считаю лучшим.
Поэтому и родилась компания с названием "БалАст",
поэтому и появился "Наш Декамерон",
поэтому будут и "Кармен", и "Анна
Каренина", и "Веселые ребята". И я знаю, что это будет
качественно и перед зрителями мне не будет стыдно.
-- Cнимаясь в Киеве в
сериале "День рождения Буржуя", вы, наверное, столько налетали!..
-- Ой, налетали. Я потом пожалела, что мы с первого полета не взяли у
авиакомпании какие-то бонусы, потом бы могли бесплатно летать по всему миру.
-- Как вы, все-таки, относитесь к этой работе?
-- На тот момент, когда вышел "Буржуй", он в хорошую сторону очень
отличался от всего того, что выходило на телевидении. Во-первых, потому, что
снимался на кинопленку, и это видно. Во-вторых, по количеству денег, которые на
него потрачены -- и это тоже видно. Меня пригласили на
эту роль, и я решила: почему нет? Я не знаю, кто писал эти тексты, но каждый
съемочный день начинался с вопроса: "Так, ребята, что мы из этой сцены
будем делать?" Все садились и придумывали, как это сыграть, чтобы был
понятен смысл. Как оцениваю? Я ничего великого там не сделала. Я работала, как
мне кажется, честно, профессионально, где-то лучше, где-то хуже -- насколько хватало таланта.
"ЖЕНЩИНА ПРИВЛЕКАТЕЛЬНА НАСТОЛЬКО, НАСКОЛЬКО ОНА О СЕБЕ ТАК
ДУМАЕТ"
-- Дочка занимается танцами с дальним прицелом стать балериной -- или это для
общего развития?
-- Вы знаете, я бы очень не хотела, чтобы это был ее хлеб, потому что слишком
хорошо знаю, что значит быть невостребованной в этой
профессии. Но так получилось, что у нас с Гедиминасом Тарандой
было общее интервью, и когда она его увидела, то просто влюбилась и заставила
меня отвести ее в балетную школу Гедиминаса. Даша, к сожалению, уже очень
сильно отравлена театром, так как вышла несколько раз на сцену в его спектаклях
и все -- начались трагедии, когда закрывается занавес:
"Я хочу снова на сцену!" Я ей пытаюсь объяснить, мол, девочка моя, на
сцене можно быть или суперзвездой или не быть вообще. Стоять в кордебалете -- нельзя, быть актрисой на маленьких выходах без фамилии
-- нельзя. Это "прощай, все на свете": переломанные головы, судьбы,
сердца!..
-- От чего бы вы хотели ее защитить?
-- Я не хочу, чтобы ее сейчас ранили ненужные жизненные
обстоятельства. Вот в каком-то журнале выходит статья: "Валерий Николаев
нашел себе другую женщину". Зачем? Ребята, мы всему миру сказали: "Мы
разошлись". И не лезьте в это, так как существуют дети, уже немолодые
родители -- не надо их трогать, не берите на себя этот
грех. Вот от этого я бы хотела ее, по возможности, уберечь.
-- Что бы вы хотели пожелать читательницам нашей газеты?
-- Я недавно пересмотрела фильм "Самая обаятельная и привлекательная",
где героиня себе внушала эту мысль. Только так должна говорить себе каждая
женщина! И не надо делать пластических операций -- не
обрезайте себя, не вырезайте ничего, потому что женщина хороша такая, какой ее
создал Господь Бог. Не может быть красивой женщина, которая не страдала и не
переживала. Вот еду иногда в машине и когда меня узнают, пытаюсь себе говорить:
"Да, это я -- Амина из "Буржуя", -- и
этим как бы себя подстегиваю. Я уверена, что женщина привлекательна настолько,
насколько она о себе так думает.
Галина
ЦЫМБАЛ
Елена ЛАЗУТИНА
12.02.2003