Ирина Апексимова. Бог создал её брюнеткой
А еще
он наделил ее
талантом и независимостью. Лишив
при этом ненужных комплексов и лишних
сантиментов. Портрет современной женщины
вполне можно рисовать с нее - с Ирины АПЕКСИМОВОЙ
-
Ирина, популярность - это приятно?
- Да, очень. Ведь люди становятся артистами не просто ради
самовыражения, но и для того, чтобы их знали. Конечно, что-то утомляет.
Утомляет, когда лезут в личную жизнь. И очень злит, когда журналисты объясняют
это тем, что публика обязательно должна знать, с кем я, зачем и почему. Это
неправильно. Давайте будем судить об артистах по тому, что они делают, а не по
тому, с кем они спят.
-
Вы с детских лет знали, что красивы?
- Нет. И сейчас не страдаю комплексами красоты. Всегда знала, что
нравлюсь, могу произвести впечатление. Хорошо знала свои недостатки и
достоинства. А в детстве была такой "девочкой-мальчиком", хулиганкой.
Считала позором для себя получать "пятерки". По поведению был
стабильный "неуд", хотя ставили "уд", конечно. А однажды
меня вообще хотели выгнать из школы.
-
Слышала, что вы дрались с
мальчишками...
- Дралась и люблю это дело по сей день.
Вообще люблю, когда дерутся мужчины. С удовольствием сама пытаюсь влезть.
-
Ваши родители желали вам судьбы
актрисы?
- Мама желала. А папа... очень не желал. Я благодарна своим
родителям. Они дали мне все, что можно было дать в советское время: театральный
класс, английскую школу, музыкальную, хореографическую школу. Все свободное
время я проводила в театре, за кулисами. Впечатления незабываемые. Помню, мне не дали играть роль Сильвы в
школьном спектакле и у меня был нервный срыв. Во время репетиции стояла за кулисам и рыдала. Это было в Одессе. Будучи еще ребенком,
я уехала туда из Волгограда
- А в Москву всегда хотелось вырваться? Вы
согласны с телеведущим Дибровым, который, вспоминая
свой родной Ростов-на-Дону, говорит: "Как я рад, что вырвался из
этой провинциальной серой мерзости"?
- Полностью. Я очень хотела уехать в Москву. Как только стала
соображать.
- Когда приехали поступать, верили в успех?
- Да, три раза поступала и каждый раз верила. В первый раз не
брали - и все, во второй мне сказали, что у меня несценичная внешность.
Поступала даже на отделение оперетты, но в 17 лету меня отменных вокальных
данных не было. Между поступлениями была балериной, танцевала в кордебалете.
Если бы не поступила в третий раз, наверное, продолжила бы балетную карьеру. А
потом, когда я попала во МХАТ, да еще к Табакову, это
было великое дело.
-
Что вы не любите в театре?
- Дилетантизма. А что касается интриг и сплетен, то это
необходимая часть любого организма, тем более творческого.
- В 97-м году во МХАТе вы возглавили профсоюз актеров, который не
принял предложенный дирекцией проект нового устава театра. Вас в числе других
бунтовщиков сразу уволили. Чему вас научил скандал во МХАТе?
- Тому, что впредь нужно
заниматься только самой собой, бороться только за себя и ни в коем случае за других. Да, я оказалась выброшенной из жизни театра, где
сыграла множество замечательных ролей. Это была большая потеря. Больше всего на
свете я тогда хотела играть. Артисты ведь как наркоманы... Но были и позитивные
моменты: я обрела полную независимость и сама стала решать свою судьбу. Потом
через суд мы все восстановились на работе. Но я не стала туда возвращаться.
-
Вы нашли альтернативу МХАТу?
- Виктюк.
-
Один Виктюк может заменить такой
театр, как МХАТ?
- Да. Это великий мастер сцены, гениальный режиссер.
- Вы снимались у знаменитого Филлипа Нойса в фильме "Святой". Какое впечатление на вас
произвели съемки в Голливуде?
- А какая, собственно, разница - съемки в Голливуде или на
"Мосфильме"?
- О чем думали, когда летели в Голливуд? Это был шанс
"прорваться"?
-
Да, конечно. Тогда была абсолютная
уверенность в том, что судьба подарила шанс прорваться в голливудскую жизнь. Мы
с моим бывшим мужем Валерой Николаевым (он тоже играл в этом фильме)
надеялись... а 1 вдруг получится? Была иллюзорная надежда поймать птицу счастья
за хвост. Я так хотела понравиться, что все испортила своими
"стараниями". Сыграла намного хуже, чем могла.
- Сейчас о чем-то жалеете?
-
Нет, не жалею. Я настолько люблю
Москву и настолько люблю театр! Театр и Голливуд -две
несовместимые вещи.
- А желания просто остаться в Америке не возникало?
- Если у меня возникает желание - я его реализую. Нет, никогда.
Почти год я прожила в Лос-Анджелесе, и единственное желание, которое у меня
тогда возникло, - вернуться в Москву. Быть домохозяйкой в США и радоваться предстоящему в выходные шоппингу -
не для меня. Дело в том, что я практически ничего не делала в Лос-Анджелесе. Я
чуть с ума не сошла. Единственное счастье заключалось в том, что каждый месяц я
летала во МХАТ играть спектакль. Понимала, что здесь моя жизнь, мой театр.
Потом я окончательно вернулась в Москву. И моя мама не осталась в Америке. Там
она периодически подрабатывала, аккомпанируя на эмигрантских концертах. Она
жила в Бруклине и общалась только с эмигрантами, которые жили и живут
исключительно Россией. Чтобы нормально адаптироваться в американских условиях,
там нужно родиться или переехать туда в юном возрасте.
- По слухам, Ирина Апексимова – успешный продюсер. Из вас получилась хорошая бизнесвумен?
- У меня есть театральная компания, свое актерское агентство,
которое делает спектакли. Но я плохая бизнесвумен.
Вот мама и подруга - я на них могу опереться. Сама же я просто начальник
паники. Впрочем, проблема добывания денег в моей жизни существует всегда.
Ежесекундно! Найти деньги на спектакль, который никогда не принесет огромной
прибыли, - это непросто.
- Вы однажды сказали, что тяжело ходить с протянутой рукой и
выпрашивать деньги.
- Теперь я думаю по-другому. Во всем мире продюсеры заняты
поисками средств на тот или иной проект и при этом не испытывают комплексов. Я
с удовольствием занимаюсь продюсированием собственных
проектов. Для себя. Продюсером я стала еще и для того, чтобы продолжать быть
актрисой. Не могу сидеть и ждать. Это убивает меня. Убивает невостребованность.
Просто схожу с ума. Я должна знать, что необходима.
- Проблема отсутствия денег однажды встала перед вами так остро,
что вы били в ночных клубах чечетку.
- Да, не очень романтический эпизод из моей жизни... Это было
начало 90-х, когда у нас не было денег. Кто-то, слава Богу, позвал меня и
Валеру Николаева отработать в концерте за дополнительный гонорар. После этого
нас стали приглашать в кооперативные рестораны, где богатые люди того времени
любили развлекаться. Вот мы в этих ресторанах и зарабатывали на жизнь чечеткой.
Я уже говорила однажды, что готова работать кем угодно, если мне необходимо
зарабатывать деньги. Я соглашусь даже мыть полы, но никогда не буду ныть, что
мне нечем кормить ребенка. У меня нет совковых комплексов.
- Режиссеры продолжают видеть вас в роли исключительно роковой
женщины?
- Режиссеры продолжают меня не видеть!
- Знаю, что вы мечтаете сыграть милую, нежную девушку.
- Я желаю сыграть все! Но однажды мне показалось, что внешность
стильной роковой женщины стала моим "крестом". Да, существуют
брюнетки, которые всю жизнь играют плохих, и
существуют блондинки, которые играют Белоснежек. Но это абсолютно неверное
восприятие. Среди блондинок есть женщины гораздо опаснее многих брюнеток. То же
могу сказать и о блондинках.
-
Никогда не думали выкрасить волосы в
другой цвет?
- Все знают меня как брюнетку. Перекраситься для меня - все равно что сделать пластическую операцию. Знаете, когда
немолодая женщина делает пластическую операцию, она все равно не становится
молодой. Сразу видно, что это немолодая женщина с пластической операцией. Так и
я буду брюнеткой, но с белыми волосами... Не люблю экспериментировать с
внешностью. Пусть я буду такой, какой меня создал Бог.
-
Вы рисковый человек?
- Рискую в пределах разумного. Люблю
гонять на матине по Москве. Не люблю гонять по свободной трассе - неинтересно.
-
Легко научились водить машину?
-
Пара друзей научили меня заводить ее и
включать первую скорость... Первым моим автомобилем был "Москвич".
Потом были всякие "Жигули", наконец я купила себе БМВ. А сейчас езжу
на черном "Понтиаке". Мой любимый цвет - черный. Я была более чем
рада, когда мой любимый мужчина подарил мне этот "Понтиак"... Теперь
мечтаю о "Ягуаре". Черном или красном.
Хотя... нет, только черном. Машина должна быть солидной, это не бижутерия.
- Как реагируете на сплетни о себе? Вспомните самую
сногсшибательную?
- Многого не знаю, потому что мне, к сожалению, не говорят. Но я
слышала, что я жила с голливудским режиссером Филлипом
Нойсом, была его любовницей. Вот так-то.
- Сегодня вы играете Кармен в одном из
самых популярных московских спектаклей. Ощущаете себя Кармен?
- Ох, не знаю! Но мне бы хотелось.
-
В реальной жизни много Хозе вокруг?
- Ха-ха, есть парочка.
-
Каким должен быть мужчина, чтобы вы
обратили на него внимание?
- Он должен быть мужчиной. Во всяком случае, им казаться. Не люблю
красивых мужчин, терпеть не могу нарциссов. Мужчина должен быть уверенным в
себе. Это не значит, что он должен быть богат, но он должен быть
самодостаточным. Ненавижу ханжество, жадность. Короче, люблю сильных мужчин.
Таких, которые делают себя сами, ни на что не жалуются
и не ноют.
-
Сегодня в вашей жизни появился
настоящий мужчина?
- Может быть, боюсь сглазить.
-
За вами нужно красиво ухаживать?
- Да, за женщиной необходимо красиво ухаживать и в начале
отношений, и тогда, когда она тебя уже полюбила. Часто случается так: ухаживает
безумно красиво, по-настоящему, по-рыцарски, как пишут в романах, а когда своего добился - куда все делось? Нет, если ты за мной уже
начал красиво ухаживать, будь добр, дорогой мой, продолжать это делать всю свою
проклятую жизнь.
-
Боитесь семейных уз?
- Боюсь того, что кто-то меня начнет к себе приковывать, держать.
Этого не надо делать. Меня можно удержать лишь тем, что не держать вообще.
Иногда мне можно диктовать условия. Но только в том случае, если я сама этого
хочу. А если нет - то бесполезно. Мы с Валерой 3 года жили в гражданском браке.
Расписались только потому, что нас в советское время не селили вместе в
гостиницу. А насчет свадьбы... Я думаю, что один раз в жизни женщина должна
надеть белое платье. Пусть это будет брак на два дня, но это белое платье
обязательно надо надеть. И я жалею, что у меня по дурости не было этого. А
брак... В принципе, я не очень понимаю, что такое брак. С одной стороны, если
люди любят друг друга, то почему бы им не узаконить
отношения? Никто же не говорит, что это на всю жизнь. А с другой стороны, зачем
ставить штампы? Сложный вопрос. Меня никогда не интересовали штампы в паспорте.
-
Отличаете страсть от любви?
- Нет. Я не понимаю, когда говорят, что по прошествии какого-то
времени страсть угасает и люди начинают
"просто" любить друг друга. Не верю в эти отношения. Если есть
настоящая любовь, то она должна быть двадцать лет, тридцать. И я видела такие
пары, где страсть никуда не делась.
-
Ирина Апексимова
- строгая мама?
- Я неправильная мама. В чем-то абсолютно непреклонна,
а в чем-то слишком мягкая. Даша учится в школе, в музыкальной школе и
занимается балетом у Гедеминаса Таранды.
- Даша родилась в Америке. По законам она гражданка США?
-
Она до 14 лет гражданка и России, и
Америки, а потом будет выбирать гражданство.
-
Чего бы вы хотели больше всего на
свете?
- Хотела бы встретить человека, который делал бы за меня все! Если
бы он делал за меня все, я бы нашла чем заняться.
Шучу, конечно. Мне хотелось бы, чтобы моя дочь выросла сильной и
самостоятельной. Но я хочу иметь в себе силы и возможности ей помочь.
Беседовала Наталья НАСОНОВА
ноябрь 2003
«Домашний очаг» №11