Ирина Апексимова. Бог создал её брюнеткой

 

А  еще  он  наделил  ее  талантом  и  независимостью.    Лишив    при    этом    ненужных комплексов и лишних сантиментов.  Портрет современной женщины вполне можно  рисовать с  нее - с Ирины АПЕКСИМОВОЙ

 

-   Ирина, популярность - это приятно?

-   Да, очень. Ведь люди становятся артистами не просто ради самовыражения, но и для того, чтобы их знали. Конечно, что-то утомляет. Утомляет, когда лезут в личную жизнь. И очень злит, когда журналисты объясняют это тем, что публика обязательно должна знать, с кем я, зачем и почему. Это неправильно. Давайте будем судить об артистах по тому, что они делают, а не по тому, с кем они спят.

-   Вы с детских лет знали, что красивы?

-   Нет. И сейчас не страдаю комплексами красоты. Всегда знала, что нравлюсь, могу произвести впечатление. Хорошо знала свои недостатки и достоинства. А в детстве была такой "девочкой-мальчиком", хулиганкой. Считала позором для себя получать "пятерки". По поведению был стабильный "неуд", хотя ставили "уд", конечно. А однажды меня вообще хотели выгнать из школы.

-   Слышала, что вы дрались с мальчишками...

-   Дралась и люблю это дело по сей день. Вообще люблю, когда дерутся мужчины. С удовольствием сама пытаюсь влезть.

-   Ваши родители желали вам судьбы актрисы? 

-   Мама желала. А папа... очень не желал. Я благодарна своим родителям. Они дали мне все, что можно было дать в советское время: театральный класс, английскую школу, музыкальную, хореографическую школу. Все свободное время я проводила в театре, за кулисами. Впечатления незабываемые. Помню, мне не дали играть роль Сильвы в школьном спектакле и у меня был нервный срыв. Во время репетиции стояла за кулисам и рыдала. Это было в Одессе. Будучи еще ребенком, я уехала туда из Волгограда

-   А в Москву всегда хотелось вырваться? Вы согласны с телеведущим Дибровым, который, вспоминая свой родной Ростов-на-Дону, говорит: "Как я рад, что вырвался из этой провинциальной серой мерзости"?

-   Полностью. Я очень хотела уехать в Москву. Как только стала соображать.

-   Когда приехали поступать, верили в успех?

-   Да, три раза поступала и каждый раз верила. В первый раз не брали - и все, во второй мне сказали, что у меня несценичная внешность. Поступала даже на отделение оперетты, но в 17 лету меня отменных вокальных данных не было. Между поступлениями была балериной, танцевала в кордебалете. Если бы не поступила в третий раз, наверное, продолжила бы балетную карьеру. А потом, когда я попала во МХАТ, да еще к Табакову, это было великое дело.

-   Что вы не любите в театре?

-   Дилетантизма. А что касается интриг и сплетен, то это необходимая часть любого организма, тем более творческого.

-   В 97-м году во МХАТе вы возглавили профсоюз актеров, который не принял предложенный дирекцией проект нового устава театра. Вас в числе других бунтовщиков сразу уволили. Чему вас научил скандал во МХАТе?

-    Тому, что впредь нужно заниматься только самой собой, бороться только за себя и ни в коем случае за других. Да, я оказалась выброшенной из жизни театра, где сыграла множество замечательных ролей. Это была большая потеря. Больше всего на свете я тогда хотела играть. Артисты ведь как наркоманы... Но были и позитивные моменты: я обрела полную независимость и сама стала решать свою судьбу. Потом через суд мы все восстановились на работе. Но я не стала туда возвращаться.

-   Вы нашли альтернативу МХАТу?

-   Виктюк.

-   Один Виктюк может заменить такой театр, как МХАТ?

-   Да. Это великий мастер сцены, гениальный режиссер.

-   Вы снимались у знаменитого Филлипа Нойса в фильме "Святой". Какое впечатление на вас произвели съемки в Голливуде?

-   А какая, собственно, разница - съемки в Голливуде или на "Мосфильме"?

-   О чем думали, когда летели в Голливуд? Это был шанс "прорваться"?

-   Да, конечно. Тогда была абсолютная уверенность в том, что судьба подарила шанс прорваться в голливудскую жизнь. Мы с моим бывшим мужем Валерой Николаевым (он тоже играл в этом фильме) надеялись... а 1 вдруг получится? Была иллюзорная надежда поймать птицу счастья за хвост. Я так хотела понравиться, что все испортила своими "стараниями". Сыграла намного хуже, чем могла.

-   Сейчас о чем-то жалеете?

-   Нет, не жалею. Я настолько люблю Москву и настолько люблю театр! Театр и Голливуд ве несовместимые вещи.

-   А желания просто остаться в Америке не возникало?

-   Если у меня возникает желание - я его реализую. Нет, никогда. Почти год я прожила в Лос-Анджелесе, и единственное желание, которое у меня тогда возникло, - вернуться в Москву. Быть домохозяйкой в США и радоваться предстоящему в выходные шоппингу - не для меня. Дело в том, что я практически ничего не делала в Лос-Анджелесе. Я чуть с ума не сошла. Единственное счастье заключалось в том, что каждый месяц я летала во МХАТ играть спектакль. Понимала, что здесь моя жизнь, мой театр. Потом я окончательно вернулась в Москву. И моя мама не осталась в Америке. Там она периодически подрабатывала, аккомпанируя на эмигрантских концертах. Она жила в Бруклине и общалась только с эмигрантами, которые жили и живут исключительно Россией. Чтобы нормально адаптироваться в американских условиях, там нужно родиться или переехать туда в юном возрасте.

-   По слухам, Ирина Апексимова – успешный  продюсер. Из вас получилась хорошая бизнесвумен?

-   У меня есть театральная компания, свое актерское агентство, которое делает спектакли. Но я плохая бизнесвумен. Вот мама и подруга - я на них могу опереться. Сама же я просто начальник паники. Впрочем, проблема добывания денег в моей жизни существует всегда. Ежесекундно! Найти деньги на спектакль, который никогда не принесет огромной прибыли, - это непросто.

-   Вы однажды сказали, что тяжело ходить с протянутой рукой и выпрашивать деньги.

-   Теперь я думаю по-другому. Во всем мире продюсеры заняты поисками средств на тот или иной проект и при этом не испытывают комплексов. Я с удовольствием занимаюсь продюсированием собственных проектов. Для себя. Продюсером я стала еще и для того, чтобы продолжать быть актрисой. Не могу сидеть и ждать. Это убивает меня. Убивает невостребованность. Просто схожу с ума. Я должна знать, что необходима.

-   Проблема отсутствия денег однажды встала перед вами так остро, что вы били в ночных клубах чечетку.

-   Да, не очень романтический эпизод из моей жизни... Это было начало 90-х, когда у нас не было денег. Кто-то, слава Богу, позвал меня и Валеру Николаева отработать в концерте за дополнительный гонорар. После этого нас стали приглашать в кооперативные рестораны, где богатые люди того времени любили развлекаться. Вот мы в этих ресторанах и зарабатывали на жизнь чечеткой. Я уже говорила однажды, что готова работать кем угодно, если мне необходимо зарабатывать деньги. Я соглашусь даже мыть полы, но никогда не буду ныть, что мне нечем кормить ребенка. У меня нет совковых комплексов.

-   Режиссеры продолжают видеть вас в роли исключительно роковой женщины?

-   Режиссеры продолжают меня не видеть!

-   Знаю, что вы мечтаете сыграть милую, нежную девушку.

-   Я желаю сыграть все! Но однажды мне показалось, что внешность стильной роковой женщины стала моим "крестом". Да, существуют брюнетки, которые всю жизнь играют плохих, и существуют блондинки, которые играют Белоснежек. Но это абсолютно неверное восприятие. Среди блондинок есть женщины гораздо опаснее многих брюнеток. То же могу сказать и о блондинках.

-   Никогда не думали выкрасить волосы в другой цвет?

-   Все знают меня как брюнетку. Перекраситься для меня - все равно что сделать пластическую операцию. Знаете, когда немолодая женщина делает пластическую операцию, она все равно не становится молодой. Сразу видно, что это немолодая женщина с пластической операцией. Так и я буду брюнеткой, но с белыми волосами... Не люблю экспериментировать с внешностью. Пусть я буду такой, какой меня создал Бог.

-   Вы рисковый человек?

-   Рискую в пределах разумного. Люблю гонять на матине по Москве. Не люблю гонять по свободной трассе - неинтересно.

-   Легко научились водить машину?

-   Пара друзей научили меня заводить ее и включать первую скорость... Первым моим автомобилем был "Москвич". Потом были всякие "Жигули", наконец я купила себе БМВ. А сейчас езжу на черном "Понтиаке". Мой любимый цвет - черный. Я была более чем рада, когда мой любимый мужчина подарил мне этот "Понтиак"... Теперь мечтаю о "Ягуаре". Черном или красном. Хотя... нет, только черном. Машина должна быть солидной, это не бижутерия.

-   Как реагируете на сплетни о себе? Вспомните самую сногсшибательную?

-   Многого не знаю, потому что мне, к сожалению, не говорят. Но я слышала, что я жила с голливудским режиссером Филлипом Нойсом, была его любовницей. Вот так-то.

-   Сегодня вы играете Кармен в одном из самых популярных московских спектаклей. Ощущаете себя Кармен?

-   Ох, не знаю! Но мне бы хотелось.

-   В реальной жизни много Хозе вокруг?

-   Ха-ха, есть парочка.

-   Каким должен быть мужчина, чтобы вы обратили на него внимание?

-   Он должен быть мужчиной. Во всяком случае, им казаться. Не люблю красивых мужчин, терпеть не могу нарциссов. Мужчина должен быть уверенным в себе. Это не значит, что он должен быть богат, но он должен быть самодостаточным. Ненавижу ханжество, жадность. Короче, люблю сильных мужчин. Таких, которые делают себя сами, ни на что не жалуются и не ноют.

-   Сегодня в вашей жизни появился настоящий мужчина?

-   Может быть, боюсь сглазить.

-   За вами нужно красиво ухаживать?

-   Да, за женщиной необходимо красиво ухаживать и в начале отношений, и тогда, когда она тебя уже полюбила. Часто случается так: ухаживает безумно красиво, по-настоящему, по-рыцарски, как пишут в романах, а когда своего добился - куда все делось? Нет, если ты за мной уже начал красиво ухаживать, будь добр, дорогой мой, продолжать это делать всю свою проклятую жизнь.

-   Боитесь семейных уз?

-   Боюсь того, что кто-то меня начнет к себе приковывать, держать. Этого не надо делать. Меня можно удержать лишь тем, что не держать вообще. Иногда мне можно диктовать условия. Но только в том случае, если я сама этого хочу. А если нет - то бесполезно. Мы с Валерой 3 года жили в гражданском браке. Расписались только потому, что нас в советское время не селили вместе в гостиницу. А насчет свадьбы... Я думаю, что один раз в жизни женщина должна надеть белое платье. Пусть это будет брак на два дня, но это белое платье обязательно надо надеть. И я жалею, что у меня по дурости не было этого. А брак... В принципе, я не очень понимаю, что такое брак. С одной стороны, если люди любят друг друга, то почему бы им не узаконить отношения? Никто же не говорит, что это на всю жизнь. А с другой стороны, зачем ставить штампы? Сложный вопрос. Меня никогда не интересовали штампы в паспорте.

-   Отличаете страсть от любви?

-   Нет. Я не понимаю, когда говорят, что по прошествии какого-то времени страсть угасает и люди начинают "просто" любить друг друга. Не верю в эти отношения. Если есть настоящая любовь, то она должна быть двадцать лет, тридцать. И я видела такие пары, где страсть никуда не делась.

-   Ирина Апексимова - строгая мама?

-   Я неправильная мама. В чем-то абсолютно непреклонна, а в чем-то слишком мягкая. Даша учится в школе, в музыкальной школе и занимается балетом у Гедеминаса Таранды.

-   Даша родилась в Америке. По законам она гражданка США?

-   Она до 14 лет гражданка и России, и Америки, а потом будет выбирать гражданство.

-   Чего бы вы хотели больше всего на свете?

-   Хотела бы встретить человека, который делал бы за меня все! Если бы он делал за меня все, я бы нашла чем заняться. Шучу, конечно. Мне хотелось бы, чтобы моя дочь выросла сильной и самостоятельной. Но я хочу иметь в себе силы и возможности ей помочь.

 

 

Все фотографии к интервью

 Беседовала Наталья НАСОНОВА

ноябрь 2003

«Домашний очаг» №11

 

 

 

Hosted by uCoz