Ирина Апексимова сыграла
главную цыганку.
Сперва
Проспер Мериме написал новеллу "Кармен" - вполне реалистическое
повествование о том, как цыганка разбила жизнь добропорядочному ефрейтору из
провинциальной Наварры. Мистики здесь немного: простофиля-солдат стоит на
карауле и видит цыганку в красной юбке с цветком акации в зубах. И все рушится
- к Хосе Лисаррабенгоа приходит любовь, ему уже никогда не стать вахмистром. В
спектакле, поставленном Романом Виктюком и показанном на сцене московского
театра "Новая опера", история Кармен полна мистических тайн.
Потом появилась опера Бизе - кто не сможет напеть арию тореадора? Сонм
постановок растиражировал и опошлил сюжет; Кармен стала мифом, одновременно ее
портрет украсил мыльные обертки. Во времена оны к мифу обратилась никому еще не
известная Людмила Улицкая - начинающая писательница изложила историю Кармен и
Хосе в стихах и убрала свою пьесу в стол. Там она и лежала - до тех пор, пока
за нее не взялся Роман Виктюк .
У Людмилы Улицкой мистики предостаточно: в списке действующих лиц значится
Смерть, одна из героинь является волшебницей, Хосе двуедин - он и Хосе-солдат,
и Хосе-любовник. Суть дела состоит в том, что герои не вняли предостережению
судьбы - Кармен было сказано: "Люби хоть леших, хоть раввинов, но только
избегай мундиров". А Хосе "назначено судьбою водить полки от боя к
бою и выслужить в расцвете лет свой генеральский эполет". Помешать
блестящей карьере могла только цыганка.
То, что стихи, которыми все это изложено, еле ковыляют, становится видно, когда
в действие оказывается вкраплен текст самого Мериме. Но авторский посыл вполне
ясен - Кармен и Хосе воссоединяются после смерти, и Смерть подводит
происшедшему итог: "Да что бы эта любовь без меня делала!"
По сравнению с Мериме мораль пьесы однообразна, но Роман Виктюк извлек из нее
свой звук. Действие начинается с того, что режиссер озвучивает эпиграф,
предпосланный Мериме к своему тексту: "Всякая женщина - зло; но дважды
бывает хорошей:/ Или на ложе любви, или на смертном одре". Этими же
словами оно и заканчивается - но только на этот раз постановщик ставит под
изречением собственную подпись: "Роман Виктюк, режиссер".
Зло в спектакле олицетворяет играющая Кармен Ирина Апексимова. Маленькая,
щуплая, юркая, она носится по сцене волчком - балетной выучки у Апексимовой
нет, фуэте и па ей не даются. Зато в ее героине есть холодный эротизм,
самовлюбленность, жестокость, страсть, агрессия: Ирина Апексимова - идеальная
Кармен. Во всяком случае, для Романа Виктюка.
Это ее спектакль - помимо Кармен Ирина Апексимова играет в нем роль примадонны,
и она ей вполне удается. Здесь актриса неподражаема: Кармен явно наслаждается и
аплодисментами зала, и тем, что остальные персонажи стали чем-то вроде
кордебалета. На его фоне она и в самом деле кажется звездой: и хорошенький
Хосе-солдат (Дмитрий Жойдик), и порочный Хосе-любовник (Алексей Рыжков) -
актеры молодые, не мастеровитые и не слишком в себе уверенные.
Здесь есть и накачанный бык (Евгений Аксенов), и хрупкий тореадор (Дмитрий
Мирон): приревновав к нему героиню, Хосе прикончит ее символическим ударом
пустой руки. Потом будет много метафор: Хосе-солдата среди прочих будет
расстреливать и Хосе-любовник. Зато на носилки уложат обоих - и тому, и другому
накроют лица красным тюлем.
Расстрелу предшествует красота. Ее в спектакле, по виктюковскому обыкновению,
много: красоту обозначают и задник с изображением вскрытого человеческого тела
(особенно впечатляет ноздреватая печень), и марширующие по сцене юноши в
коротких френчиках, и Ирина Апексимова. Красота периодически спотыкается
(занятые в спектакле артисты не очень сильны в хореографии), но это совершенно
неважно. Роман Виктюк воспитал собственного зрителя, и тот на такие мелочи
внимания не обращает. Заполняющие зал московской "Новой оперы", где
шел премьерный спектакль, дамы от души наслаждаются мистикой и рифмами Улицкой,
философией Виктюка, хореографическим искусством Ирины Апексимовой, а также
щедро намешанной в "Кармен" красотой.
По пути в гардероб они обмениваются мнениями: "...все-таки Виктюк
гений!" Переубедить их не удастся ни театральному критику, ни самому
режиссеру, усердно работающему над этим несколько последних лет.
Алексей ФИЛИППОВ
16:15 03.03.03
«Известия»